Скоро в школу... Этой осенью или через год ваш ребенок переступит
ее порог. В стремлении помочь ему уверенно сделать этот шаг родители порой
сбиваются с ног в поисках учреждений и частных практиков, готовящих детей к
вступительному собеседованию. И забывается простая истина: образование может
сделать ребенка умным, но счастливым делает его только душевное, разумно
организованное общение с близкими и любимыми людьми - семьей.
В ваших силах создать в семье именно такую обстановку, которая не только
подготовит ребенка к успешной учебе, но и позволит ему занять достойное место
среди одноклассников, чувствовать себя в школе комфортно.
1. Чаще делитесь с ребенком воспоминаниями о счастливых мгновениях
своего прошлого
Начало школьной жизни - большое испытание для маленького человека.
Этот момент легче переживается детьми, у которых заранее сложилось теплое
отношение к школе. Такое отношение складывается из соприкосновений с
прошлым опытом близких людей. Перелистайте вместе с ребенком семейный
фотоархив. Это занятие исключительно полезно для всех членов семьи. Возвращение
к лучшим мгновениям прошлого делает человека сильней и уверенней в себе. Ваши
добрые воспоминания о школьных годах, смешные истории из школьной жизни и
рассказы о друзьях детства наполнят душу ребенка радостным ожиданием.
2.
Помогите ребенку овладеть информацией, которая позволит ему не теряться
Как правило, дети этого возраста на вопрос: «Как зовут твою маму?»
- отвечают: «Мама». Удостоверьтесь, что ваш ребенок помнит свое полное имя,
номер телефона, домашний адрес, имена родителей. Это поможет ему в незнакомой
ситуации.
3. Приучите ребенка содержать в
порядке свои вещи
Успехи ребенка в школе во многом зависят от того, как он умеет
организовывать свое рабочее место. Вы можете сделать эту скучную процедуру
более привлекательной. Заранее подготовьте в семье рабочее место ребенка: пусть
у него будет свой рабочий стол, свои ручки и карандаши (карандаши придется на
первых порах точить пока вам, дорогие родители). Все это как у взрослых, но -
личная собственность ребенка! И ответственность за порядок тоже личная, ведь у
взрослых так.
4. Не пугайте ребенка трудностями
и неудачами в школе
Многие дети этого возраста неусидчивы. Не всем блестяще даются
чтение и счет. Очень многих трудно добудиться утром и быстро собрать в детский
сад. В этой связи вполне объяснимо стремление родителей предупредить детей о
предстоящих неприятностях. «В школу не возьмут...», «Двойки будут ставить...»,
«В классе засмеют...» В некоторых случаях эти меры могут иметь успех. Но
отдаленные последствия всегда плачевны. В моей практике был такой случай.
Девочка блестяще прошла вступительное тестирование, а на вопрос: «Хочешь ли ты
учиться в школе?» уверенно ответила: «Нет!».
5. Не старайтесь быть для ребенка
учителем.
Стремитесь к поддержанию дружеских отношений Некоторые дети
испытывают трудности в общении с другими детьми. Они могут растеряться в
присутствии незнакомых взрослых.
Вы можете помочь ребенку преодолеть эти трудности. Попытайтесь
организовать игру детей на площадке возле дома и примите участие в этой игре.
Детям очень нравится играть вместе с родителями. Предложите ребенку самому
пригласить к себе на день рождения своих друзей. Этот день станет для него
незабываемым, если в программе торжества найдется место для совместных игр
детей и взрослых. Дайте ребенку почувствовать, что он может рассчитывать на
вашу поддержку в любой ситуации. Одними учебными занятиями с ребенком этого
достичь невозможно.
6. Научите ребенка правильно
реагировать на неудачи
Ваш ребенок оказался в игре последним и демонстративно отказался
играть с приятелями дальше. Помогите ему справиться с разочарованием.
Предложите детям сыграть еще разок, но немного измените правила игры. Пусть
победителем считается только первый, а все остальные - проигравшие. Отмечайте
по ходу игры успех каждого. Приободряйте хронических неудачников надеждой.
После игры обратите внимание ребенка на то, как отнеслись к проигрышу остальные
игроки. Пусть он ощутит самоценность игры, а не выигрыша.
7. Хорошие манеры ребенка -
зеркало семейных отношений
«Спасибо», «Извините», «Можно ли мне...» должны войти в речь
ребенка до школы. Нравоучениями и проповедями этого достичь трудно.
Постарайтесь исключить из общения между членами семьи приказы и команды: «Чтобы
я больше этого не слышал!», «Вынеси мусор». Превратите их в вежливые просьбы.
Ребенок непременно скопирует ваш стиль. Ведь он вас любит и стремится подражать
во всем.
8. Помогите ребенку обрести
чувство уверенности в себе
Ребенок должен чувствовать себя в любой обстановке так же
естественно, как дома. Научите ребенка внимательно относиться к своим нуждам,
своевременно и естественно сообщать о них взрослым. На прогулке вы зашли
куда-то перекусить. Предложите ребенку самостоятельно сделать заказ для себя. В
следующий раз пусть сделает заказ для всей семьи. Пусть он попробует спросить в
поликлинике: «Где находится туалет?» или сам займет очередь к специалисту.
9. Приучайте ребенка к
самостоятельности в обыденной жизни
Чем больше ребенок может делать самостоятельно, тем более взрослым
он себя ощущает. Научите ребенка самостоятельно раздеваться и вешать свою
одежду, застегивать пуговицы и молнии. (Помните, что маленькие пальчики могут
справиться только с большими пуговицами и молниями.) Завязывание бантиков на
шнурках ботинок потребует особой помощи и внимания с вашей стороны. Желательно,
если это будет не накануне выхода на улицу. Лучше посвятить этому занятию
несколько вечеров.
10. Научите ребенка
самостоятельно принимать решения
Умение делать самостоятельный выбор развивает в человеке чувство
самоуважения. Посоветуйтесь с ребенком о меню семейного воскресного обеда.
Пусть он сам выбирает себе блюдо за праздничным столом и подбирает одежду,
соответствующую погоде. Планирование семейного досуга всех членов семьи на
выходные дни -еще более сложное дело . Приучайте ребенка считаться с интересами
семьи и учитывать их в повседневной жизни.
11. Стремитесь сделать полезным
каждое мгновение общения с ребенком
Если ребенок помогает вам выпекать праздничный пирог, познакомьте
его с основными мерами объема и массы. Продуктовые универсамы - очень
подходящее место для развития внимания и активного слушания ребенка. Попросите
ребенка положить в корзину: три пачки печенья, пачку масла, батон белого и
буханку черного хлеба. Свою просьбу изложите сразу и больше не повторяйте.
Ребенок помогает вам накрывать на стол. Попросите его поставить на стол четыре
глубокие тарелки, возле каждой тарелки справа положить ложку. Спросите: сколько
ложек тебе понадобится?
Ребенок готовится ко сну. Предложите ему вымыть руки, повесить
полотенце на свой крючок, выключить свет в ванной. Проходя по улице или
находясь в магазине, обращайте внимание ребенка на слова-надписи, которые
окружают нас повсюду. Объясняйте их значение. Считайте деревья, шаги,
проезжающие мимо машины.
12. Учите ребенка чувствовать и
удивляться, поощряйте его любознательность
Обращайте его внимание на первые весенние цветы и краски осеннего
леса. Сводите его в зоопарк и вместе найдите самое большое животное, потом
самое высокое...
Наблюдайте за погодой и очертаниями облаков. Заведите рукописный
журнал наблюдений за ростом котенка. Учите ребенка чувствовать. Открыто
переживайте с ним все события повседневной жизни, и его любознательность
перерастет в радость учения. |